Доработка кольцевой вспышки

О дополнительных батарейках, рассеивателях, концентраторах света, других устройствах,
расширяющих возможности обычных вспышек
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
коллега
Сообщения: 36
Стаж 1 год 2 месяца

Доработка кольцевой вспышки

Непрочитанное сообщение Archie » 2 фев 2021, 12:19

Хочу поделиться мелким улучшайзингом кольцевой вспышки: возможно, кому-то пригодятся идеи для расширения возможностей подобных устройств. В моём конкретном случае это K&F Concept KF-150, но марка непринципиальна.

Фирменная Canon MR-14EX со второй версии (Mark II) заимела очень полезную фишку: резьбу для светофильтра. Добавить таковую в KF-150 оказалось довольно просто - переходное кольцо 77мм/72мм почти идеально входит в выходной раструб:

Изображение


Закрепил его четырьмя саморезиками типа М1, вкрученными изнутри сквозь просверленные в кольце отверстия. Имевшийся радиальный люфт от небольшой разницы в диаметрах выбрал прокладками из тонкого пластика. Дополнительный бонус - кольцо служит микроблендой, прикрывая внутреннюю поверхность рассеивателя и предотвращая паразитную засветку при использовании объективов, передняя линза которых может "видеть" этот слегка выступающий внутренний край:

Изображение Изображение


Основное, ради чего это делалось - установка фильтра перекрёстной поляризации. Идею в доисторические времена придумал Olympus, выпускавший для своей вспышки T10 Ring Flash 1 комбинированный фильтр Ring Cross Pol:

Изображение


Он давно снят с производства, стоит сейчас неприличных денег, не имеет возможности подстройки плоскостей поляризации, да и маловат в диаметре для современных вспышек и объективов. Имеющиеся на рынке предложения других фирм предназначены в основном для стоматологов, отчего также страдают дурными ценами и вдобавок либо имеют вырезы для светодиодов пилотного света (соответственно, не поляризуя его), либо вовсе закрывают их напрочь - в обоих случаях делая невозможным визуальный контроль:

Изображение Изображение

Изображение Изображение


Получается что проще всего заняться рукоделием - благо система несложная, а требования к оптическому качеству "вспышечной части" поляризатора совершенно минимальны. Моя конструкция представляет собой просто кольцо, вырезанное из поляризационной плёнки и зажатое между оправами от китайских массо-габаритных макетов 72мм светофильтров:

Изображение


Оно вкручивается в резьбу вспышки, а в него уже ставится обычный CPL-фильтр:

Изображение


Плёнку несложно купить, но мне подвернулся под руку околевший LCD-монитор, из которого я выдрал внутренний поляризатор - совершенно плоский, в отличие от продаваемой часто в рулонах плёнки. Положение полного подавления отражений (90 градусов между осями поляризации) можно легко выставить при включении пилотной подсветки, направив камеру на зеркало. Для удобства, можно отметить его рисками на оправах. При необходимости можно уменьшить действие до желаемого уровня, т.к. некоторое количество бликов часто полезно для передачи фактуры предмета съёмки. Для более удобного управления положением центрального фильтра, можно вкрутить в него короткую бленду.

Разница с конструктивом Олимпуса - отсутствие светоизоляции в боковой плоскости, отчего возникает некоторая утечка неполяризованного света в стороны, однако для большинства реальных применений это совершенно некритично. Современные промышленные образцы также имеют именно такое устройство. При необходимости можно добавить какой-либо внешний тубус, но пока нужды в этом не возникало. Хранить такой фильтр лучше креплением изнутри за несущее кольцо, во избежание деформации плёнки. Хорошо подходит футляр для всемирного хита моды 2020 года, в который я вклеил ступенчатую бобышку нужного диаметра, и добавил панорамное зеркальце-нашлёпку по которому очень удобно настраивать фильтрацию, подсунув его в поле зрения камеры:

Изображение


Другая полезная насадка - конический рассеиватель, позволяющий сделать свет не таким жёстким, и избавиться от "двух бананов" на поверхности выпуклых блестящих предметов. Сделан из обрезанной с обеих сторон 150мм капроновой воронки для варенья, цилиндрического кольца (ради которого было зарезано пластмассовое ведёрко), и оправы от светофильтра:

Изображение


Кольцо изнутри оклеено зеркальной алюминиевой фольгой и выполняет функцию отражателя, собирающего боковые лучи: без него равномерность света гораздо хуже. Портреты морды - оригинальный вид, с рассеивателем, и рассеиватель + кольцевой рефлектор:

Изображение


Воронка просто вклеена в оправу от фильтра: диаметр основания её носика удачно оказался равен 71мм - халява! Клеить полиэтиленоподобные материалы, правда, удовольствие сомнительное. Изнутри задрапировал попадающую в поле зрения объектива часть поверхности полоской чёрного бархата. Внешнее кольцо посажено при сборке на двусторонний скотч, и окончательно закреплено мелкими саморезиками по периметру:

Изображение Изображение


Поделка обеспечивает характер освещения, близкий к известной (и до сих пор ценимой в определённых кругах) "сковородке" Olympus T8 Ring Flash 2 с малым рефлектором:

Изображение


Конструкция получилась достаточно лёгкой - всего 70 грамм, и не особо нагружает вспышку и объектив. По экспозиции, крадёт менее пол-стопа: требуется добавка +0.3 EV, так-что потери света на удивление незначительны. Цветопередачу не портит: повезло с материалом.

Далее, ещё пара принадлежностей. Штатное крепление вспышки на резьбу под светофильтр не всегда возможно. Например, у некоторых объективов оправа вращается / выдвигается, и слабенький привод фокуса с пластиковой кинематикой не осилит запредельную нагрузку, а то и сломается. Помимо массы, это усугубляется достаточно жёстким спиральным кабелем, тянущим голову назад как пружина.

Изначально думал врезать в корпус осветителя штативное гнездо, польстившись на плоскую поверхность "нароста" в области вывода кабеля. К сожалению, места внутри почти не оказалось, вдобавок именно там находятся высоковольтные цепи и замедляющие дроссели - поэтому пихать туда инородные предметы не стал. Поразмыслив, сделал в итоге адаптер на котором вспышка держится задуманным конструкторами образом. Из дюралевого листа выточил "рогатину", к которой на трёх резьбовых стойках и винтах М2 с потайными головками крепится кольцо наружным диаметром как у штатных из комплекта, и внутренним максимально возможного размера, соответствующего зрачку вспышки:

Изображение


Посадочное кольцо в первом варианте делал из листового алюминия, но его жёсткость оставляла желать лучшего. Окончательный вариант - адаптерное кольцо от фильтра Cokin серии P (диаметр совпадает), внутренний резьбовой фланец которого играет роль ребра жёсткости:

Изображение Изображение


Расстояние между стойками выбрано таким, чтобы они не мешали сходиться коготкам фиксаторов, позволяя свободно поворачивать осветитель в нужное положение. К слову, в заводском варианте вспышка держится за крепёжные кольца довольно слабо, сбиваясь от натяжения кабеля. Эта мелочь легко исправляется наклейкой полосок изоленты на опорную плоскость колец, после чего выбранное положение становится абсолютно стабильным.

На другом конце "рогатины" нарезана обычная четвертьдюймовая резьба, за которую теперь можно крепить осветитель на чём угодно. В моём случае, это два сценария. Иногда хочется использовать вспышку с макроприставкой, в которой может быть установлен объектив вовсе без резьбы (например, от увеличителя) либо "перевёртыш" на котором установка через переходные кольца крайне неудобна или невозможна. Потребность нечастая, поэтому в данном случае не стал делать специальный кронштейн и ограничился штуковиной известной как "третья рука" на штативе. Пример с ветераном Мир-1 попкой вперёд:

Изображение


Второе применение - возможность использовать вспышку с крутящимися объективами: например, даже простеньким 18-55мм китом можно по-быстрому щёлкнуть мелочь, или отстрелять очередь автоматического фокус-стекинга. Если в хозяйстве есть подпорка для мощных телеобъективов типа такой, она вполне сгодится для соединения. При съёмке с рук можно также использовать "третю руку". Более практичный и компактный вариант - примитивный кронштейн в виде полоски алюминия с двумя дырками под штативные винты. Для удобства и быстроты пользования, я снабдил один конец "бутербродом" из зажима и пластины Arca Swiss (всё равно платформы постоянно стоят на камерах и не снимаются), а другой облагородил направляющими пластинками и невыпадающим винтом:

Изображение Изображение


Установка кронштейна и вспышки теперь секундное дело, притом всё сразу становится в правильное положение - а фотик можно по-прежнему ставить на штативы без всяких дополнительных движений:

Изображение


Из приятных побочных эффектов - внутренняя резьба вспышки позволяет использовать объективную крышку, чтобы при перерывах в съёмке можно было оперативно заткнуть дырку. Кэнон кстати даже комплектует крышкой свою MR-14EX II.

И наконец, самая главная и сложная переделка. На заднюю поверхность осветителя прилеплены опознавательные знаки, демаскирующие лампы "А" и "Б" для зоркого взгляда фотографа.

Не в сети
эксперт
Сообщения: 10157
Стаж 8 лет 5 месяцев

Re: Доработка кольцевой вспышки

Непрочитанное сообщение Impulsite » 3 фев 2021, 17:19

Archie, благодарю за подробное и понятное описание. Вы, наверное, бываете на http://macroclub.ru ? Там эта специфичная доработка будет особенно интересна читателям.

Не в сети
коллега
Сообщения: 36
Стаж 1 год 2 месяца

Re: Доработка кольцевой вспышки

Непрочитанное сообщение Archie » 3 фев 2021, 20:27

Где я только ни бываю... Там уже без меня справились:
http://macroclub.ru/hard/homemade/rass_pivan
:)

Не в сети
эксперт
Сообщения: 10157
Стаж 8 лет 5 месяцев

Re: Доработка кольцевой вспышки

Непрочитанное сообщение Impulsite » 5 фев 2021, 23:17

По ссылке совсем же не то, что вы сделали. :)

Не в сети
коллега
Сообщения: 36
Стаж 1 год 2 месяца

Re: Доработка кольцевой вспышки

Непрочитанное сообщение Archie » 12 фев 2021, 16:36

Примерно из той-же области рукоделия. К слову, об Олимпусовской сковородке - попалась даже методика пересадки ейной головы на более современное тело: https://www.mu-43.com/threads/converted ... hes.92166/
Ответить

Вернуться в «Приспособления для накамерных вспышек»