Синхронизация вспышки и фотоаппарата

Напряжение на синхроконтактах, решение проблем...
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
мастер
Сообщения: 662
Стаж 11 лет 6 месяцев

Синхронизация вспышки и фотоаппарата

Непрочитанное сообщение Виктор Гелис » 7 окт 2012, 03:53

Синхронизацией вспышки и фотоаппарата называют согласование момента поджига вспышки с моментом полного открытия затвора фотоаппарата, обеспечивающее нормальную экспозицию светом вспышки фотоматериала или матрицы фотокамеры.

ИК - трансмиттеры
Igl писал(а):Синхронизаторы, трансмиттеры, запускатели, ловушки - голова кругом идет? Или это синонимы?
Трансмиттеры = запускатели = ИК-трансмиттеры = передатчики радиосинхронизаторов - устройства, устанавливаемые на фотокамеру и излучающие команду/сигнал для запуска ведомых устройств.
Синхронизаторы = ловушки = светоловушки = светосинхронизаторы = ресиверы = приёмники радиосинхронизаторов - принимающие сигнал устройства, присоединяемые (иногда встроенные) к ведомым вспышкам и запускающие их, когда приходит команда от фотоаппарата.

Иногда ИК-трансмиттеры, запускатели, называют "ИК-синхронизаторами".

Важно: фотоприемники светосинхронизаторов (фотодиоды, фототранзисторы) реагируют не только на световое излучение, но и на ИК-излучение. Поэтому возможно запускать ведомые вспышки как от видимых вспышек, так и от ИК-трансмиттеров и командных устройств беспроводного управления типа Canon Transmitter ST-E2. Т.е. все светоловушки, светосинхронизаторы, встроенные светосинхронизаторы студийных вспышек срабатывают и от видимого светового импульса ведущей вспышки и от невидимого инфракрасного (ИК) импульса трансмиттера.

Вспышка Canon 580EX (Canon 580EX II, Nikon SB-800 и др.) управляет ведомыми вспышками, но не через ИК, а посредством кодированной последовательности светового излучения самой вспышки. В течение примерно 1/10 секунды до того, как откроется затвор камеры, ведущая вспышка излучает пачку очень коротких импульсов (некоторые люди способны видеть это мерцание ведущей вспышки).
Аналогично действует Canon Transmitter ST-E2 - это точно такая же вспышка, только окно которой закрыто ИК-светофильтром.

Поскольку в спектре излучения импульсной лампы присутствует довольно большая доля ИК-излучения, то можно говорить и об ИК-импульсе. Для проверки этого можно на окно ведущей вспышки Speedlite 580EX II надеть ИК-фильтр и проверить работу ведомых вспышек. Возможно, уменьшится максимальная дальность размещения ведомых вспышек.
Также, для исключения влияния ведущей вспышки на световой рисунок и использования её только как управляющей (подобно Canon Transmitter ST-E2), можно отключить срабатывание ведущей впышки, чтобы освещали только ведомые вспышки. Подробнее - страница 39 Инструкции по эксплуатации Canon Speedlite 580EX II.

Примечание: ведомые кеноновские вспышки не будут работать от обычного ИК-трансмиттера, описанного здесь: viewtopic.php?f=18&t=290, потому что встроенные синхронизаторы вспышек Canon Speedlite не предоставляют такой возможности. Они "понимают" только сигнал, кодированный на языке беспроводного E-TTL. А простой ИК-трансмиттер не кодирует свой импульс. Необходимо подключать к вспышкам внешние светосинхронизаторы.

Ссылки по теме:
Инструкции к вспышкам на русском языке
Светосинхронизаторы и ИК-синхронизаторы
ИК-трансмиттеры
Доработка светосинхронизатора PSL-15, Raylab RAC-HSS2
Светосинхронизатор СФ-8, работает по 1 и по 2 импульсам
Встраиваем синхронизацию на 2-й импульс в Canon 420EX
Nippon - вспышка-запускалка (вместо ИК-трансмиттера)

Не в сети
мастер
Сообщения: 662
Стаж 11 лет 6 месяцев

Re: Синхронизация вспышки и фотоаппарата

Непрочитанное сообщение Виктор Гелис » 7 окт 2012, 03:54

Поскольку мы пользуемся в основном шторно-щелевыми (фокальными) затворами, то приходится учитывать особенности синхронизации вспышки и затвора. Экспонирование в таком затворе происходит после открывания первой шторки и заканчивается, когда вторая шторка закрывает окно.

Начиная с некоторой выдержки, вторая шторка начинает закрывать кадровое окно до того, как первая успела выйти за кадр. Происходит экспонирование узкой щелью. Ширина щели определяется скоростью движения шторок и заданным временем экспонирования. Выдержки, при которых ширина щели больше, чем высота (или ширина, если шторки двигаются вдоль длинной стороны) кадрового окна, называются выдержками Х-синхронизации.
Вспышка зажигается обычно в тот момент, когда первая шторка полностью открыла кадровое окно. Такая синхронизация называется "по первой шторке". (Для художественных целей применяется и синхронизация "по второй шторке" - поджиг вспышки незадолго до того момента, когда вторая шторка начнёт закрывать кадровое окно).

Если длительность импульса вспышки короче, чем выдержка Х-синхронизации шторного затвора, то все стандартно: импульс проходит в течение того периода, пока кадровое окно открыто полностью.
И здесь интересен и важен тот момент, что можно снимать на самой короткой Х-выдержке, например, 1/200-1/250 сек. и использовать вспышки, имеющие возможность регулировать длину импульса. Это с успехом применяется для "замораживания" движения и для регулирования экспозиции, когда нежелательно или невозможно регулирование диафрагмой. Регулирование длины импульса вспышки позволяет получать, образно говоря, "выдержки" от 1/2000 до 1/30000 секунды и короче.

При съемке шторным затвором и выборе выдержки меньше длины импульса на изображении появляется тень от второй шторки, тем большая, чем короче установлена выдержка затвора.
При очень коротких выдержках, экспонирована бывает узкая щель, примерно равная ширине щели между шторками затвора.

Иногда, при пользовании радиосинхронизаторами или при неисправности поджига накамерной или студийной вспышки и вызванного этим запаздывания импульса, тень второй шторки может появиться и при самой короткой выдержке Х-синхронизации.

Для преодоления указанного затенения в камерах со шторно-щелевыми затворами используется HSS (High Speed Sync) также называемая FP (Focal Plane) - по-русски: "синхронизация на коротких выдержках" -такая синхронизация накамерной вспышки, когда вспышка светит в течение того времени, пока щель затвора перемещается мимо кадрового окна.
Очень хорошая иллюстрация приведена на странице Владимира Родионова http://www.rwpbb.ru/test/sigma.html в анимационной картинке. В накамерных вспышках, имеющих FP HSS синхронизацию, лампа мерцает с высокой частотой в течение упомянутого выше времени, визуально импульс вспышки воспринимается как более длинный, растянутый. Студийные вспышки не имеют, как правило, такой возможности.

Термин FP иногда переводится как (Flat Pulse). Происходит этот термин из тех времен, когда для освещения использовались магниевые вспышки с достаточно длинным временем горения. Вот у них график яркости был более "плоским", протяжённым в сравнении с коротким и острым импульсом электронных вспышек. Время свечения было примерно 1/30 секунды - достаточно для синхронизации затворов того времени, т.е. равно или больше времени движения щели затвора мимо кадрового окна.
Аббревиатура FP от слов Focal Plane (фокальная плоскость) тоже появилась во времена, когда параллельно существовали магниевые и электронные (ксеноновые) вспышки как раз для обозначения большей длительности импульса вспышки, предназначенной для синхронизации со шторным (фокальным) затвором.
У современных вспышек импульс вспышки в режиме FP или HSS совсем не "плоский", его график больше похож на гребенку - последовательность коротких импульсов, идущих с большой частотой.

Однако, на некоторых студийных вспышках длительность импульса достаточно велика и сравнима с временем движения шторок современных скоростных затворов. Об этом упоминается здесь: RAYLAB AXIO RX-200 SS KIT длительность импульса и выше об этом пишет sskom. И это позволяет, при некоторых условиях, когда импульс вспышки длиннее того времени, пока щель затвора движется мимо кадрового окна, снимать на выдержках короче, чем выдержки Х-синхронизации, аналогично съемке с магниевыми вспышками.
Из-за сравнительно медленного снижения яркости импульсной лампы на снимках будет проявляться неравномерное (по направлению движения шторок) освещение, заметное на однородном фоне.
sskom писал(а):достаточно, но не равномерно, освещен
Кроме неравномерности освещения, с укорочением выдержки затвора должно быть заметно уменьшение экспозиции от студийной вспышки.

Надеюсь, не очень утомил тех, кому эта азбука известна :))

Не в сети
эксперт
Сообщения: 10367
Стаж 11 лет 6 месяцев

Re: Синхронизация вспышки и фотоаппарата

Непрочитанное сообщение Impulsite » 7 окт 2012, 03:54

Рекомендую к чтению: модератор форума Фотопринадлежности собрал практически полную энциклопедию по управлению никоновскими вспышками. Но эта информация может быть полезна и для других систем: FAQ: Управление внешними импульсными источниками света
Andrey писал(а):На Форуме очень часто повторяются одинаковые вопросы по поводу работы с внешними вспышками, их режимами и т.п. Решил собрать и систематизировать ответы на все вопросы в одном месте.
Ответить

Вернуться в «Общие вопросы синхронизации»