Компьютер - как измерительный инструмент

Приборы, инструменты, технологические приемы. Что необходимо для удобной работы. Примеры исполнения и т.п.
Ответить
  • Автор
  • Сообщение

Не в сети
эксперт
Сообщения: 10367
Стаж 11 лет 6 месяцев

Re: Компьютер - как измерительный инструмент

Непрочитанное сообщение Impulsite » 1 сен 2016, 18:52

Адаптер на входе звуковой карты для тестирования IGBT-драйвера:

Изображение

По сути это оптрон, оптопара с воздушным зазором, электрически изолирующим цепи вспышки и компьютера. Светодиод VD1 и фотодиод VD4 необходимо поместить в трубку из непрозрачного неэлектропроводного материала, совмещая их линии излучения и приёма, но так, чтобы иметь возможность наблюдать глазами свечение светодиода.

Левая половина позволяет определять наличие сигнала, а правая служит для записи сигнала с линейного входа звуковой карты компьютера программами Audacity, Soung Forge и т.п.. В данном виде схема способна записать только наличие и длительность импульсов. Схема не предназначена для повторения формы импульсов.

Выбор деталей достаточно свободный. Светодиод - любой красный или белый. Фотодиод - пригоден практически любой. Также возможно применение фототранзистора на месте VD4. Если нет необходимости визуального наблюдения, то вместо оптопары VD1 и VD4 можно применить оптрон типа 4N35, PC817, TLP521 и подобный.

Левая часть питается от батареи вспышки или от отдельной батареи, но так, чтобы минусы батарей были общими.
При подключении входа TP1 к выходу IGBT-драйвера (или к затвору IGBT) светодиод VD1 светит только при наличии напряжения выше 28 В на выходе IGBT-драйвера. Фотодиод VD1, освещаемый светодиодом, открывается и звуковая карта через линейный вход регистрирует падение напряжения на резисторе R4 в течение того времени, пока на выходе оптрона есть напряжение уровня 28...33 В и светит светодиод VD1.
Если IGBT управляется меньшим напряжением, около 12...18 вольт, следует уменьшить резистор R1 до 15...20 кОм.
Для проверки наличия входного импульса на IN IGBT-драйвера следует TP1 отсоединить, а TP2 подсоединить к входу драйвера. Аналогично, светодиод включается только при наличии на входе управляющего импульса напряжением выше 3 В.

Можно немного усложнить схему, чтобы одновременно контролировать и вход и выход IGBT-драйвера, используя стереозапись аудиосигнала звуковой карты. Для этого к стереоштекеру подключается второй фотоприёмник (на контакт R). И в левой части должно быть соответственно два светодиода, следящие за входом и выходом драйвера.

Добавлено модератором:
Проверка исправности IGBT драйвера: http://impulsite.ru/viewtopic.php?p=24308#p24308

Не в сети
эксперт
Сообщения: 10367
Стаж 11 лет 6 месяцев

Re: Компьютер - как измерительный инструмент

Непрочитанное сообщение Impulsite » 23 сен 2016, 10:53

Сергей Морев (aka cyberpank) рассказал, как он использует звуковую карту компьютера для измерения световых импульсов вспышек, настройки светосинхронизаторов и т.д..
Обращаю внимание на то, что cyberpank использовал для записи сигналов микрофонный вход. Это не всегда требуется. Если входной сигнал имеет амплитуду до 0,7 Вольта, то лучше использовать линейный вход звуковой карты. С сигналами большей амплитуды следует подключаться к звуковой карте через делитель напряжения.
Руководство по использованию звуковых редакторов
и в частности SoundForge 4.5 для настройки мультипыховых синхронизаторов и измерения временных параметров встроенных вспышек.

Развивая тему двухпыхового синхронизатора, провёл небольшую работу по измерению числа пыхов и интервалу между ними у некоторых фотоаппаратов благодаря любезности управляющего фотомагазина. Измерения проводил с помощью вот такой приспособы (фотодиод, припаянный к аудио-джеку) и программы SoundForge 4.5. Вот результаты измерений:
Canon EOS 300D..............76 мс
Canon EOS 350D..............62 мс
Canon EOS 400D..............61 ms
Canon EOS 20D...............63 мс
Canon EOS 40D...............58 мс
Canon IXUS i5...............74 мс
Canon IXUS 500..............138 мс
Canon IXUS 750..............53 мс
Canon PowerShot S3 IS.......53 мс
Canon PowerShot A95.........117 мс
Canon PowerShot A540........54 мс
Canon PowerShot A640........95 мс
Kodak Z700..................111 мс
Kodak V1233.................109 мс
Kodak EasyShare C360 делает один пых
Konica Minolta DIMAGE X50...83-85 мс
Minolta DIMAGE X1...........178 мс
Nikon Coolpix 3700..........116 мс
Olympus C-50................60 мс
Olympus FE-170..............191 мс
Olympus PE100...............255 мс
Olympus SP-500UZ............98 мс
Pentax OPTIO 33L............159-164 мс
Pentax K200D ............104-109 мс, длительность 1-го пыха 0,44 мс, второго: 2,58 мс. Сообщил Фотобормотограф. Сентябрь 2019. 
Samsung DIGIMAX L55W........702 мс (семьсот две!)
Samsung DIGIMAX V700........232 мс
Samsung S850................214 мс
Sony DSC-H1.................87 мс
Sony DSC-H2.................88 мс
Sony DSV-R1 + HVL-F32X......280 мс
А вот и сюрприз: Canon IXUS 55 в одном случае интервал 103 мс, а в другом 54 мс. Первый вариант был в условиях низкой освещённости. Это означает, что и другие камеры (например IXUS) могут варьировать интервал в зависимости от непонятно чего и результаты измерений будут бестолковыми.

Для ввода информации будет использовано вот такое устройство. Фотодиод любой. Полярность любая (влияет на полярность сигнала в файле, для измерения безразлично). Паять между центральным и внешним контактами. Средний оставить свободным. Подключать либо к микрофонному, либо к линейному входу звуковой карты.
Фотодиод в данном случае работает в фотогальваническом режиме т.е. является источником ЭДС. Цеплять его через провода не стоит, начнёт собирать наводки. В крайнем случае использовать экранированный провод.

Image

Настройка звуковых устройств компьютера.
Начну с микрофонного, в правом нижнем углу рабочего стола щёлкнуть дважды на эту иконку звука
Изображение

Настройка микрофона, движок "Громкость" надо выставить на максимум:

Изображение

Усиление микрофона:

Изображение

Для некоторых, шибко умных бластеров, типа АС97, видимо, придётся отключать автоопределение подключенных устройств и принудительно указывать, что к такому-то разъёму подключен именно микрофон, или такой-то разъём используется как линейный вход. У меня такого бластера нет, показать как это делается не могу.

Кстати, вовсе необязательно искать SoundForge 4.5, подойдут и GoldenWave, CoolEdit, WaveEdit. Отсюда извлекаются основные приёмы, а SoundForge идёт для примера. Задание параметров перед записью:
(Добавлено модератором: для измерения импульсов рекомендуется Sample size: 16-bit, Sample rate: 96000 Hz)

Изображение

Подготовка к записи и запись:

Изображение

Так выглядит отписка с камеры при солнечном освещении:

Изображение

А вот так записалось при свете люминесцентных ламп, но импульсы всё равно хорошо видны и измерить интервал можно.

Изображение

Процедура измерения выглядит вот так:

Изображение

Излучатель для имитации фотовспышки

Изображение

Применив вместо наушников ИК-светодиод, получаем отладочное средство для мультипыховых синхронизаторов. В SoundForge 4.5 можно рисовать подходящие импульсы и интервалы между ними, воспроизводить их как угодно, и подбирать. И не надо вспыхивать лишний раз фотоаппаратом. Да он вообще при отладке будет не нужен.

Изображение

Это втыкается в выходной разъём звуковой карты, у некоторых карт выход может быть линейным и такую нагрузку не потянет т.е. понадобится усилитель по типу того, что есть в дешёвых компьютерных колонках.
Здесь подойдёт практически любой ИК-светодиод.
От безысходности светодиод можно выдрать из неисправной мыши. Но! Очень часто мыши дохнут именно из-за деградации этих самых ИК светодиодов. (Т.е. светодиод ведёт себя как исправный, но не светит). Предпочтительнее разломать пульт ДУ от телевизора. Там светодиоды помощнее. Полагаю, что можно использовать и обычные светодиоды, особенно яркие и сверх-яркие. Возможно, придётся их прижимать в упор к фотодиоду синхронизатора. Сам пока не пробовал. Пробуйте, если получится, то будет ещё и визуальный контроль во избежании сомнений: пыхнуло или нет. А это важно. Встречно-параллельно светодиоду подключен обычный диод для защиты его от обратного напряжения. При желании вместо него можно подключить другой светодиод, тогда отпадут проблемы с полярностью, т.е. пыхнет тот, для кого полярность окажется прямая. И здесь пожалуй к месту будет моя мнемограмма

Изображение

А теперь формирование своих импульсов для имитации работы мультипыховой вспышки.

Создать проект командой File/New.., установить режим 8 бит, моно, sample rate 50000 Hz. Нажать кнопку Record.. и в открывшемся окне записать 1 - 2 с тишины или неважно чего. Закрыть окно записи и нажав Ctrl-A выделить всё и дать команду Process/Mute. Шума больше нет. Получилась заготовка.

Изображение

С помощью кнопки Level Zoom Out (в левом углу) уменьшить масштаб по амплитуде до предела. Таким образом будет виден весь диапазон уровней. А с помощью кнопки Zoom Out (в правом углу) увеличить масштаб по времени до предела. Так будет проще рисовать короткий импульс.
С помощью инструмента Pencil Tool нарисовать прямоугольный импульс длительностью 150-200 мкс. Именно для этого частоту выборок нужно поставить побольше, 50 000 например. Рисовать нужно от середины (линия -inf) и до самого верха.

Изображение

С ходу сделать ровный, красивый прямоугольник о крутых фронтах с помощью мыши не получится, ну и не надо. Рисовать можно абы как, лишь бы доверху, а пологие фронты подрезать с помощью выделения и команды Process/Mute или Del.

Изображение

Этим же способом можно подогнать длительность. Слишком длинный импульс делать не стоит, лучше поберечь светодиод. Второй и остальной импульсы можно просто скопировать из первого по аналогии с текстовым редактором. Выбрать инструмент EditTool , выделить фрагмент с импульсом, скопировать в буфер, снять выделение, поставить курсор в нужное место, вставить из буфера.

Изображение

Сразу точно целиться по времени не нужно. Интервал можно подогнать, вставляя или вырезая куски "тишины" между импульсами. При регулировке синхронизаторов это придётся делать часто. Если светодиод оказался припаян в другой полярности или есть сомнения, то ничего перепаивать не надо. Достаточно поменять полярность самих импульсов, выделив их и применив команду Process/Invert/Flip.

Изображение

Всё. Отогнав курсор в начало "фонограммы" или выделив нужный кусок, нажимать кнопку "Play" столько, сколько надо.

Далее будут подробности применения этой методики к регулировке
немного изменённой схемы от TomasV для Canon EOS 350D. Пока только картинки:

Изображение Изображение

Измерение интервалов между вспышками с помощью диктофона.
Под конец, я придумал ещё более простой и удобный способ измерения. Не надо таскать с собой компьютер, не надо таскать камеру к компьютеру, не надо паять фотодиод к разъему и настраивать звукозапись. Понадобится любой цифровой диктофон или мобила с диктофоном. Всё до идиотизма просто - включить запись звука, прижать микрофон к стеклу вспышки и сделать снимок.

Изображение

Дело в том, что щелчки, которые издаёт лампа и наводки улавливаются микрофоном. В Sound Forge или ином редакторе звука эти щелчки хорошо просматриваются и можно достаточно точно измерить интервал. Часто бывает, что у какого нибудь знакомого появляется в руках камера, но просить его дать её на время, чтобы чего-то странное померить или сходить ко мне домой или на работу ради одного пустого снимка - маразм. Выручает диктофон в MP3 плеере. Проблема бывает с зеркалками, там примешивается лязг затвора и зеркала, но имея некоторый опыт можно спокойно всё выявить. Кстати, в этом случае микрофон лучше не прижимать к камере. Если есть компьютер, а нет желания громоздить фотодиод, то можно использовать микрофон, подключенный к звуковой карте.
В рамках этого сайта и форума на foto.ru можно запустить проект "ИЗМЕРЬ СВОЮ КАМЕРУ" с использованием этой технологии. От добровольца требуется записать диктофоном одно срабатывание и прислать WAV файл.
Диктофонного качества вполне достаточно. Записанный звук выглядит вот так:

Изображение

Чтобы проще распознать его в каше, что обычно получается при записи звука, рекомендуется положить диктофон на стол а камеру не прижимать к нему, а держать на расстоянии 2-5 мм. Посторонних шумов должно быть как можно меньше.

!!!!Кстати, прижимая диктофон к стеклу вспышки мы рискуем попортить шкурку диктофону. У меня уже вокруг микрофона всё подгорело. Казалось бы мощность - нет нифига, а тем не менее пластмассу поджаривает, особенно черную.
--
Сергей Морев
Ответить

Вернуться в «Хороший инструмент - половина работы!»