Нестандартное мышление :)

Не о вспышках. Дружеское общение, шутки, обсуждение житейских проблем.
Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
эксперт
Сообщения: 10367
Стаж 11 лет 6 месяцев

Нестандартное мышление :)

Непрочитанное сообщение Impulsite » 20 фев 2013, 08:39

Этот бородатый анекдот перекликается с темой исследования лунного грунта. Американцы были вынуждены пересмотреть свои измерения после того, как в СССР были исследованы 101 грамм, доставленных Луной-16. :)

Дело было во времена стародавние, еще при СССР. И так, дело было в одном НИИ, да не простом НИИ, а оборонном.
И "тема" была - не просто тема, а "работа имеющая большое народнохозяйственное и оборонное значение". Работа вроде бы и не сложная - да поди сделай её... особенно "малыми силами, быстро и с высокой точностью"...
Суть же работы была в следующем (тут мы опустим все маловажные подробности и технические тонкости и постараемся изложить самую суть - иначе потом и не понятно будет о чем собственно и был рассказ).
Имелся некий образец сплава. Внутри исследуемого образца сплав мог находится в двух физически различных состояниях (фракциях). Необходимо было с высокой точностью определить, в каком процентном отношении находятся эти фракции в образце.
Делалось это так - образец разрезался на множество очень тоненьких пластинок, которые полировались и протравливались кислотой.
Поскольку химическая стойкость у разных фракций немного, но отличалась, на полированной поверхности проступал "рисунок" и фракции можно было различить "визуально". Далее всё было "просто" - брался микроскоп, на образец наносилась координатная сетка и вычислялась площадь перекрытия поверхности образца каждой из фракций. Далее - всё суммировалось по всем образцам и получался ответ.
Эта работа была актуальна как для "нас" так и для "америкосов". Но, напоминаю, времена были стародавние, смутные и делиться результатами работы никому не хотелось.
Поэтому работы велись в строгом секрете, параллельно и с надеждой "опередить конкурирующую сторону".
Поскольку "у нас" вычислительная техника конечно была, но кто помнит - сам знает, кто не помнит - пусть поверит на слово. С высокомощными вычислительными системами трудно было, а уж с программами распознавания образов... Короче, у нас эту работу посадили делать лаборанта, естественно, "ручным способом".
Сел этот "мальчик" и тихо мирно начал делать порученное.
Тем временем за дело взялась и "конкурирующая сторона". Американцы же, естественно, до такого опустится не могли - всё ж "супер держава", "родина компьютеров" и всё такое прочее... Задействовали свой хваленый (и не без основания!) Cray, кучу программистов, пробили многомиллионную программу поддержки этих исследований и спустя всего ДВА года получили полностью автоматизированный измерительный комплекс и радостные приступили к измерениям.
Однако (вот оно, начинается!) на очередной конференции представитель "лапотной России" как бы между прочим привел данные о "процентном соотношении фракций в исследуемых образцах". Причем с точностью, в разы перекрывающей ожидаемую американцами: они срочно проверили - нет ли утечки информации у них и не является ли результаты "цельнотянутыми" - выяснилось - нет, поскольку собственно измерения только-только начались и "тянуть" пока собственно нечего.
Тогда американцы попробовали устроить скандал и объявить результаты измерений "подделкой и фальсификацией". Наши очень удивились, сказали что результаты получены вообще ГОД НАЗАД! и потребовали сатисфакции,предложив выдать результаты на американских образцах, по которым сами американцы имеют уже результаты...
Америкосы подумали, посомневались, но видимо любопытство и возможность "проникнуть в тайные технологии русских" победили. Дали образцы и через ОЧЕНЬ короткий срок получили ответ, совпадающий со своими результатами, но всё с той же ФАНТАСТИЧЕСКОЙ (по американским понятиям) точностью.
Тут уже и наши заинтересовались - как же такое возможно. Пошли разбираться к лаборанту, который всё собственно один и померил.
И выяснился поразительный факт, говорящий о том что, во первых ЛЕНЬ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНО двигатель прогресса, а с другой - демонстрирующий, что не все проблемы надо решать "в лоб" и думать, что чем больше денег и людей занято в проекте, тем и результат будет "круче".
Посидел лаборант пару дней за микроскопом, помучался, считая по квадратикам - сколько где какой "гадости"... Посмотрел на объем работы, на время, подумал про свои усталые глазки - и призадумался: "Как бы сачкануть?" Но, поскольку времена были - "жесткие", контора - военная, то за откровенную лажу могли не просто уволить но и что-то похуже устроить.
Поэтому пришлось не сачковать а применить, как тогда говорили, РАЦУХУ! Как вы думаете, что он придумал? Догадались?.. Вот и американцы - нет.
А сделал он очень простую, но гениальную вещь!
Cмотреть в микроскоп - себе дороже. Поэтому лаборант придумал фотографировать образцы с увеличением, чтобы "лучше видно было". Ну а дальше - ход простой, но гениальный... А зачем вообще ПЛОЩАДИ считать? А не проще ВЫРЕЗАТЬ ножницами из фотографий каждую фракцию а потом просто ВЗВЕСИТЬ на весах получившиеся "кружева"? Отношение весов и будет отношение фракций в образце. Толщина фотобумаги величина (с большой точностью) постоянная, вырезать из бумаги всякую фигню еще в детском саду учат. Значит - так и надо сделать!
Так и сделал.

Не в сети
коллега
Сообщения: 90
Стаж 11 лет 6 месяцев

Re: Нестандартное мышление :)

Непрочитанное сообщение Strannik » 20 фев 2013, 16:51

Браво! :lol:
И лень - ленью, но вот соображалка - это великая сила!
Этим Мы всегда и отличались от остальных - нестандартным подходом к решению казалось бы тривиальных задач, и не тривиальных то же!
_________________
Прощать врагов надо так, чтобы они плакали.

Не в сети
эксперт
Сообщения: 10367
Стаж 11 лет 6 месяцев

Re: Нестандартное мышление :)

Непрочитанное сообщение Impulsite » 7 янв 2016, 16:48

Эдвард де Боно. НОВАЯ ИДЕЯ (использование обходного мышления при выработке новых идей)

ИНОЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ

Много лет назад, когда человека, задолжавшего деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил-был в Лондоне один купец, имевший счастье занять большую сумму у ростовщика. А тот — старый и уродливый — заявил, что простит долг, если купец отдаст свою красивую дочь замуж за ростовщика.

Отец с дочерью пришли в ужас от такого предложения. Тогда коварный ростовщик предложил, чтобы всё решил жребий. Давайте, сказал он, положим в пустой кошелек два камушка — чёрный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если ей попадет черный камень, она станет его женой, если белый — то останется с отцом. В обоих случаях долг будем считать погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то её отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Купец и его дочь были вынуждены принять предложение. Разговор происходил в саду купца. Ростовщик наклонился, чтобы подобрать с усыпанной гравием дорожки камушки. Девушка, которой страх обострил зрение, заметила, что ростовщик взял и по­ложил в кошелек оба камня черные.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, если бы оказались на месте этой несчастной девушки? Или что бы вы ей посоветовали сделать?

Вы вправе утверждать, что путем тщательного логического анализа можно найти решение задачи, если таковое существует. Этот тип мышления представляет собой обычное прямое мышление. Другой вид мышления — обходное, не прямое.

Прямолинейно мыслящие люди вряд ли смогут помочь девушке. Они могут предложить лишь три возможных решения возникшей проблемы:

1. Девушке надо отказаться вытаскивать камушек.

2. Девушка должна объявить, что в кошельке оба камушка черные, и выставить, таким образом, ростовщика мошенником.

3. Девушке надо вытащить камушек — и пожертвовать собой, чтобы спасти отца от тюрьмы.

Все три варианта крайне плохи, ибо если девушка откажется тянуть жребий, то отца её бросят в тюрьму; если же она вытащит камушек, тогда ей придется выйти замуж за старого уродливого ростовщика.

Прямомыслящие люди основное свое внимание сосредоточили бы главным образом на том, что девушка должна вытащить из кошелька камушек. А люди, обладающие не прямым, а обходным мышлением, начинают думать о камушке, который останется в кошельке. Прямомыслящие люди занимают самую разумную точку зрения в возникшей ситуации, а затем логически её развивают, чтобы старательно разрешить проблему. Лица же с обходным мышлением стараются по-иному посмотреть на вещь и исследовать её с разных точек зрения. И не становятся на какую-то наиболее многообещающую точку зрения.

...Девушка сунула руку в кошелек, вытащила камень и.., не взглянув, выронила его, будто невзначай, на дорожку, где тот мгновенно затерялся среди подобных ему камушков.

— Ах, какая досада,— воскликнула девушка.— Ну, да это поправимо. Мы можем узнать, какой камушек я вытащила, по цвету того, который остался в кошельке.

Поскольку оставшийся камушек был, понятное дело, чёрный, то значит, она вытащила белый,— ведь ростовщик не мог признаться в мошенничестве. Применив обходное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но и меньше рисковала, если бы ростовщик вёл честную игру. В этом случае у неё были бы равные шансы на то, чтобы спастись или погибнуть.

Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, которые казались неразрешимыми, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение. Тогда оно становится очевидным, и все удивляются, почему раньше не приходило в голову. Такого рода задачи, видимо, трудно решить, используя только логику. Лишь незначительное число людей имеет природную склонность к обходному мышлению, однако, каждый может развить в себе некоторое умение, если специально займется этим.

Даже у самых лучших примеров обходного мышления решение кажется логически очевидным после того, как оно уже найдено. Слишком быстро забывается, что к решению подбирались в обход, а не прямо. Когда решение уже найдено, всегда находится масса людей, готовых объяснить, как его с таким же успехом можно было получить с помощью прямого мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и её решением.

Один из методов обходного мышления состоит в умышленном использовании способности ума к рационализму. Вместо того, чтобы пройти шаг за шагом прямым путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы идете назад и стараетесь построить логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой. Возможен ли такой путь — это надо проверить, в конечном счете, со всей логической строгостью.

Как вода стекает вниз по склону горы, задерживаясь в низинах, и течет в пределах русла, прямое мышление следует по наиболее вероятным путям, и благодаря своему собственному течению увеличивает вероятность этих путей в будущем. Прямое мышление является наиболее высоковероятностным мышлением, обходное — наименее. Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прокопать новое русло. Старое перепруживают дамбами. Иногда даже приходится с помощью насоса гнать воду вверх. Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой более действенной идее, то наступает момент творчества и тотчас маловероятностный подход к решению задачи приобретает наивысшую вероятность.

Творческое мышление является особой разновидностью обходного, охватывающего более широкую область. Иногда результаты обходного мышления представляют собой гениальные творения, в других случаях они ничто другое, как новый взгляд на вещи и, следовательно, чем-то менее значительны, чем подлинное творчество. Творческое мышление очень часто для своего выражения нуждается в таланте, тогда как обходное доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

Разница между обходным и прямым мышлением состоит в том, что при прямом мышлении логика управляет разумом, тогда как при мышлении в обход логика состоит на службе разума.

Обходное мышление — не какое-то магическое заклинание, которое достаточно раз заучить, а потом успешно применять. Оно является лишь привычкой, складом ума.

Нет никакого резкого перехода от веры во всемогущество прямого, логического мышления к вере в силу обходного мышления. Обходное мышление — дело знания и практики, а не какое-то божественное откровение.

ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ИДЕЙ

Большинство убеждено, что новые идеи, подобно несчастным случаям, всегда выпадают на долю других. Почему-то считается, что другие для этого лучше подготовлены и к тому же имеют больше благоприятных возможностей.

Конечно, было бы намного приятней, если бы новые идеи являлись просто премией, наградой за усердную работу и упорство. Есть много людей, которые достаточно усердно работают, чтобы получить в награду новую идею, и было бы совсем неплохо, если бы их добрая воля и самопожертвование завершались выработкой новой идеи. Да и само общество чувствовало бы себя намного лучше, поощряя, организуя и признавая непрерывные усилия, стоящие за новыми идеями, если бы последние можно было бы получить таким способом.

Полная детальная разработка идеи вполне может потребовать годы усердной работы, но сама идея может возникнуть в виде какого-то озарения. По сути, когда идея является совершенно новым взглядом на вещи, то бывает трудно понять, каким образом она могла бы прийти иначе. Появлению новой идеи не обязательно должны предшествовать годы работы в соответствующей области, потому что неудовлетворенность старой идеей может возникнуть значительно быстрее. В действительности, годы такой работы могут даже затруднить возникновение новой идеи, поскольку за время этих лет полезность старой идеи (если она вообще имела какую-то пользу) может получить дальнейшее подкрепление. Мир науки полон усердно работающих ученых, которые безупречны в смысле логичности и подхода к решению проблемы, педантичности и тщательности в работе, и тем не менее новые идеи не даются им.

Очень много новых идей возникает тогда, когда вновь собранная путем наблюдения или эксперимента информация заставляет отказаться от старой идеи. Казалось бы, новая информация должна явиться наиболее верной дорогой к получению новых идей, однако это не совсем так, ибо большая часть новой информации объясняется старой теорией и приспосабливается так, чтобы подкрепить ее.

Хотя новая информация может привести к появлению новых идей, эти идеи могут зародиться и без всякой новой информации. Можно с не меньшим успехом пересмотреть имеющуюся старую информацию и найти какой-то новый метод ее обобщения.

Большинство людей, говоря о новых идеях, думают о технических изобретениях и научных теориях. И в том и в другом случае, видимо, требуются соответствующие технические знания прежде, чем станет возможным получить новую идею. Все это, безусловно, верно, однако ясно, что одних технических знаний недостаточно, ибо даже люди, обладающие ими, не автоматически приходят к новым идеям.

Процесс возникновения новых идей следует отличать от важности и значения этих идей. Даже самые пустячные новые идеи приходят точно таким же путем, каким возникают идеи, которые изменяют ход истории. Говорят, Наполеон считал, что отделаться от левретки его жены так же трудно, как избавиться от целой вражеской армии, брошенной против него.

Обходное мышление стало необходимым в силу ограниченности прямого. Термины «прямое» и «обходное» предложены по следующим соображениям.

Копая одну и ту же яму глубже, нельзя выкопать яму в другом месте.

Логика — это инструмент, который используется для того, чтобы смотреть ямы глубже и больших размеров так, чтобы сделать их со всех точек зрения лучшими ямами. Но если эта яма вырыта не там, где нужно, то никакие ухищрения и улучшения не перенесут ее на нужное место. И хотя это ясно любому землекопу, тем не менее, гораздо легче продолжать смотреть старую яму, чем начать все сначала, на новом месте. Прямое мышление — это более глубокое копание одной и той же ямы; обходное — это попытка смотреть где-то в другом месте.

Не бросают полу выкопанную яму частично из-за нежелания оставить без компенсации затраченную работу. К тому же гораздо проще продолжать делать то, что делал, чем пытаться выяснить, что можно сделать еще.

Нельзя взглянуть в другую сторону, продолжая глядеть более пристально в прежнем направлении. Легче привязать к первой мысли вторую, чем пойти по новому направлению, а это, в свою очередь, облегчает нанизывание одной мысли на другую в том же самом направлении и затрудняет возможность отказаться от этого направления вообще. Отбросить что-либо старое особенно трудно, когда старому еще не нашли замену.

Эта приверженность к старому состоит из приверженности к вложенным усилиям и приверженности к направлению этих усилий.

Наибольшее количество научных усилий бесспорно направлено на логическое расширение и углубление раз выбранной и ­утвержденной «ямы».

Большинство ученых, в зависимости от их способностей, представляют собой умы, которые или слегка царапают по стенкам ямы, или же отколупывают куски. Тем не менее, крупные научные идеи и крупные научные шаги вперед часто выдвигаются и производятся людьми, которые бросили выкапываемую ранее яму и начали смотреть новую.

Новую яму начинают смотреть по разным причинам: или вследствие неудовлетворенности старой, или полного неведения о ее существовании, или же из-за настоятельной необходимости иметь другую яму, а иногда и по чистой прихоти. Но подобное пере­скакивание с одной ямы на другую — явление весьма редкое, потому что полученное образование обычно предназначено для того, чтобы заставить юношей ценить те ямы, которые старшие вырыли для них. В противном случае образование могло бы привести только к беспорядку, к хаосу. Компетентность и соответствие должности вряд ли можно привить, поощряя полную неудовлетворенность существующим порядком расположения ям.

Точно также у образования фактически нет интереса к прогрессу. Цель его другая— дать широкие знания, которые, быть может, понадобятся когда-нибудь. Образование — дело информативное, не творческое.

Вначале согласиться с уже выкопанными ямами, чтобы потом их отвергнуть и начать смотреть новые — дело не такое простое и легкое, как в случае, когда ничего о них не знаешь, и следовательно, воля начать рыть в любом месте.

Любая наполовину выкопанная яма дает направление, в котором можно затрачивать усилия. Ведь силы и энергия должны быть куда-то направлены, а кроме того, всегда есть более срочные дела, чем поиски нового направления.

Отказываться от ямы, уже имеющей порядочные размеры, без малейшего представления о том, где начать смотреть новую— дело очень рискованное, требующее слишком многого от практической натуры человека. Трудно отказаться даже и в случае, когда место для новой ямы уже выбрано.

Вполне возможно, что человек, который сидит и думает, близок к рытью значительно более полезной ямы, но как об этом узнать до начала работ и пока достижения не стали вполне ощутимыми?

Любой специалист потому и является таковым, что он знает имеющуюся выкопанную яму лучше любого, за исключением разве только другого специалиста. Именно поэтому специалисты обычно никогда первыми не покидают ту яму, которая предоставила им статут специалиста-эксперта, чтобы начать новую, где-то в другом месте, И еще более немыслимо для специалиста вылезти из ямы только ради того, чтобы посидеть и, осмотревшись, подумать, где начать смотреть другую. Ни один специалист не горит желанием показать свою эрудицию в форме недовольства имеющейся ямой, ибо недовольство слишком легко выражается (подчас даже более убедительно) массой других лиц, которые еще не заслужили права быть довольными.

Таким образом, специалисты обычно счастливо обретаются на дне самых глубоких ям, настолько глубоких, что вряд ли стоит вылезать из этих ям, чтобы осмотреться вокруг.

Почему-то считают, что старую идею следует рассматривать как полезную ступень к чему-то более лучшему до того времени, пока это лучшее не подвернется под руку. Такая политика, быть может, и практична, но она часто мешает появлению новых идей...

http://vladimir-gorunovich.narod.ru/index/0-16
Ответить

Вернуться в «Отвлекаясь от дел праведных...»